Анализ работы
районного методического объединения учителей географии,
Кольчугинского района Владимирской области
за 2016-2017 учебный год
Районное методическое объединение учителей географии осуществляло свою работу в условиях постепенного обновления содержания образования естественных дисциплин, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки.
В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.
Единая методическая тема РМО:
«Развитие и совершенствование инновационных технологий как одного из условий модернизации географического образования».
Работа районного методического объединения учителей географии, была направлена на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, на освоение альтернативных педагогических программ, на знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.
В связи с этим в учебном году решались следующие задачи:
1. Обеспечение выполнения государственных программ и практической части по предметам цикла.
2. Работа по освоению и внедрению в практику каждого учителя современных, инновационных технологий с целью повышения качества учебного процесса.
3. Обеспечение практической ориентации образовательного процесса с использованием интернетресурсов.
4. Совершенствование процесса формирования общеучебных умений и навыков и систему контроля над ними.
5. Формирование положительной мотивации к обучению и повышение интереса школьников к предмету.
6. Развитие коммуникативной культуры педагогов.
7. Работа по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ И ГИА.
Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.
Деятельность районного методического объединения учителей географии строилась на основе диагностики и имела практическую направленность.
Основными формами проведения заседаний были: семинары, мастер-классы, методические квесты, творческие лаборатории.
В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, так например, обсуждался Проект Концепции географического образования.
На каждом заседании поднимался и обсуждался вопрос о методическом сопровождении введения ФГОС НОО и ФГОС ОО.
В текущем учебном году было проведено 4 заседания.
Основными направлениями РМО учителей географии были:
1. Проблемы и перспективы развития школьного географического образования в России. (Знакомство и обсуждение «Концепции развития географического образования»).
2. Организация работы с одаренными детьми
Профессиональный конкурс "Компас-2016"- конкурс олимпиадных заданий – Кунина С.В. – МБОУ СОШ №1;
Работа творческой лаборатории по разработке комплектов олимпиадных заданий для школьного этапа. Активное участие приняли учителя: Русакова О.В. – МБОУ СОШ №2, Кунина С.В. –МБОУ СОШ №1, Баева В.Э. –МБОУ СОШ №5
Работа районной олимпиадной школы – Баева В. Э., и Районного географического общества школьников «Кольчугинская параллель»
3. Оценка качества географического образования учащихся образовательных учреждений. ЕГЭ, ОГЭ, их содержание, подготовка учащихся к итоговой аттестации. Методика работы с тестами, спецификацией, кодификатором
Контрольная работа 9 класс по типу ОГЭ (все школы района)
4. Исследовательская деятельность учителя. Анализ и самоанализ работы учителя географии.
Семинар «Формирование и оценка коммуникативных универсальных действий на уроках географии в 5-6 классах в рамках ФГОС», где был представлен опыт учителя географии высшей категории МБОУ СОШ №1 Куниной С.В. «Формирование экологической культуры у учащихся через проектную деятельность»
5. Профессиональное взаимодействие учителей географии Владимирской области
1.Организация участия руководителей МО и учителей географии района в работе сетевого сообщества учителей географии области и района («Кольчугинская параллель»).
2.Заполнение рубрики «Новости географического образования из районов Владимирской области» в сообществе учителей географии Владимирской области на сайте http://www.wiki.wladimir.i-edu.ru
3. Участие в выездных семинарах по актуальным проблемам преподавания географии:
Вссероссийский съезд учителей географии – Баева В.Э – учитель географии МБОУ СОШ №5; Региональная научно-практическая конференции учителей географии «Новая концепция – новые идеи» - модераторы Нестерова Е.А.- МБОУ СОШ №6, Баева В.Э. - МБОУ СОШ №5, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4, Корючкин М.А. – Бавленская СОШ, Всероссийская научно-практическая конференция»Вопросы обновления содержания общественно-научного образования в российских школах – Баева В.Э. – МБОУ СОШ №5 ; Внештатные лекторы при ВИРО – Нестерова Е.А. – МБОУ СОШ №6, Баева В.Э. – МБОУ СОШ №5, Корючкин М.А. – Бавленская СОШ, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4.
4. Организация взаимодействия учителей и учащихся в рамках дистанционных курсов, проектов, конкурсов исследовательских работ:
профессиональный конкурс "Компас-2016"- конкурс олимпиадных заданий – Кунина С.В. – учитель географии МБОУ СОШ №1; региональный, дистанционный проект, направленный на поддержку талантливых детей в области географии во Владимирской области; работа в региональной школе олимпийского резерва Корючкин М.А. – Бавленская СОШ, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4.)
Время |
Мероприятия |
Участники |
октябрь |
Всероссийская акция «Большой этнографический диктант» Всероссийская олимпиада по географии (школьный этап) |
МБОУ СОШ № 2,1,4, 5,6, Бавленская |
ноябрь |
Всероссийская образовательная акция «Географический диктант» в рамках Русского географического общества. |
МБОУ СОШ № 2,1,4, 5,6, |
декабрь |
Всероссийская олимпиада по географии (муниципальный этап) |
|
январь |
Акция «Покорми птиц зимой» |
Все школы района |
февраль |
Проект "Туристическая инициатива" - с любовью к малой родинеОтборочный тур |
МБОУ СОШ № 1,2,4,5,6,7, Завлинская, Бавленская |
апрель |
Конкурс Человек и природа Всероссийский урок «Хранители воды. Всероссийская образовательная акция: Всероссийский экологический диктант «Экология и охрана окружающей среды». |
Все школы района |
май |
Финал игры: «С любовью к малой родине»
|
МБОУ СОШ № 5 Диплом 2 степени. |
В течении года |
Работа олимпиадной школы и Районного географического общества школьников «Кольчугинская параллель» |
Все школы района. |
6. Методическое обеспечение учебного процесса
Работа творческой лаборатории по разработке Положения о конкурсе на лучший кабинет географии; утверждение Положения на заседании МО, разработка тематического планирования практических работ 5-9 классах.
Отличительной особенностью выступлений была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике. Так перед муниципальным этапом Всероссийской олимпиады школьников по географии для учителей и учащихся - победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии был проведен квест: «Географическая карта – модель действительности, инструмент познания и методическая основа анализа» - Корючкин М.А. – учитель высшей категории Бавленской СОШ.
Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.
Однако, наряду с этим, следует отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей в процесс овладения современными информационно-коммукативными технологиями. Здесь педагогам необходимо еще преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения по разным причинам. Но в сравнении с прошлым учебным годом по результатам анкетирования педагогов очень большой шаг сделан в этом направлении всеми учителями МО.
Основной целью методической работы РМО является содействие в повыше-нии качества образования. Проведенные методические мероприятия способ-ствовали росту качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. В сравнении с прошлым годом средний балл ЕГЭ по предмету вырос с 63,3 до 71 балла, по ОГЭ – с 3,4 до 3,69. Качество выполнения экзаменационных работ выпускниками 9-х классов составило 67,5 % ( 2016 год – 53,9 % ). Положительную тенденцию роста качества подготовки выпускников необходимо сохранить в следующем учебном году.