Анализ работы районного МО учителей географии за 2016-2017 учебный год

Районные методические объединения - РМО учителей географии
Печать

Анализ работы

районного методического объединения учителей географии,

Кольчугинского района Владимирской области

за 2016-2017 учебный год

 

Районное методическое объединение учителей географии осуществляло свою работу в условиях постепенного обновления содержания образования естественных дисциплин, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки.

В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.

Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.

Единая методическая тема РМО:

«Развитие и совершенствование инновационных технологий как одного из условий модернизации географического образования».

Работа районного методического объединения учителей географии, была направлена на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, на освоение альтернативных педагогических программ, на знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.

В связи с этим в учебном году решались следующие задачи:

1. Обеспечение выполнения государственных программ и практической части по предметам цикла.

2.  Работа по освоению и внедрению в практику каждого учителя современных, инновационных технологий с целью повышения качества учебного процесса.

3. Обеспечение практической ориентации образовательного процесса с использованием интернетресурсов.

4. Совершенствование процесса формирования общеучебных умений и навыков и систему контроля над ними.

5. Формирование положительной мотивации к обучению и повышение интереса школьников к предмету.

6. Развитие коммуникативной культуры педагогов.

7. Работа по отработке навыков тестирования как одного из видов контроля над ЗУН учащихся с целью качественной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ И ГИА.

Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

Деятельность районного методического объединения учителей географии строилась на основе диагностики и имела практическую направленность.

Основными формами проведения заседаний были: семинары, мастер-классы, методические квесты, творческие лаборатории.

В течение года систематически проводилась научно-методическая работа по изучению методических писем, рекомендаций, так например, обсуждался Проект Концепции географического образования.

На каждом заседании поднимался и обсуждался вопрос о методическом сопровождении введения ФГОС НОО и ФГОС ОО.

В текущем учебном году было проведено 4 заседания.

Основными направлениями РМО  учителей географии были:

1. Проблемы и перспективы развития школьного географического образования в России. (Знакомство и обсуждение  «Концепции развития географического образования»).

2. Организация работы с одаренными детьми

Профессиональный конкурс "Компас-2016"- конкурс олимпиадных заданий – Кунина С.В. – МБОУ СОШ №1;

Работа творческой лаборатории по разработке  комплектов олимпиадных заданий для школьного этапа.  Активное участие приняли учителя: Русакова О.В. – МБОУ СОШ №2, Кунина С.В. –МБОУ СОШ №1, Баева В.Э. –МБОУ СОШ №5

Работа  районной олимпиадной школы – Баева В. Э.,  и  Районного географического  общества  школьников «Кольчугинская параллель»

3. Оценка качества географического образования учащихся образовательных учреждений. ЕГЭ, ОГЭ, их содержание, подготовка учащихся к  итоговой аттестации. Методика работы с тестами, спецификацией, кодификатором

Контрольная работа 9 класс по типу ОГЭ (все школы района)

4. Исследовательская деятельность учителя. Анализ и самоанализ работы учителя географии.

Семинар «Формирование и оценка коммуникативных универсальных действий на уроках географии в 5-6 классах в рамках ФГОС»,  где был представлен опыт учителя географии высшей категории МБОУ СОШ №1 Куниной С.В. «Формирование экологической культуры у учащихся через проектную деятельность»

5. Профессиональное взаимодействие учителей географии Владимирской области

1.Организация участия руководителей МО и учителей географии района в работе сетевого сообщества учителей географии области и района («Кольчугинская параллель»).

2.Заполнение рубрики «Новости географического образования из районов Владимирской области» в сообществе учителей географии Владимирской области на сайте http://www.wiki.wladimir.i-edu.ru

3. Участие в выездных семинарах по актуальным проблемам преподавания географии:

Вссероссийский съезд учителей географии – Баева В.Э – учитель географии МБОУ СОШ №5; Региональная научно-практическая конференции учителей географии «Новая концепция – новые идеи» - модераторы Нестерова Е.А.- МБОУ СОШ №6, Баева В.Э. - МБОУ СОШ №5, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4, Корючкин М.А. – Бавленская СОШ,  Всероссийская  научно-практическая конференция»Вопросы обновления содержания общественно-научного образования в российских школах – Баева В.Э. – МБОУ СОШ №5 ; Внештатные лекторы при ВИРО – Нестерова Е.А. – МБОУ СОШ №6, Баева В.Э. – МБОУ СОШ №5, Корючкин М.А. – Бавленская СОШ, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4.

4. Организация взаимодействия учителей и учащихся  в рамках дистанционных курсов, проектов, конкурсов исследовательских работ:

профессиональный конкурс "Компас-2016"- конкурс олимпиадных заданий – Кунина С.В. – учитель географии МБОУ СОШ №1; региональный, дистанционный проект, направленный на поддержку талантливых детей в области географии во Владимирской области; работа в региональной школе олимпийского резерва Корючкин М.А. – Бавленская СОШ, Прокофьева Е.Ю. – МБОУ СОШ №4.)

 

Время

Мероприятия

Участники

октябрь

Всероссийская акция «Большой этнографический диктант»

Всероссийская олимпиада по географии (школьный этап)

МБОУ СОШ

№ 2,1,4, 5,6, Бавленская

ноябрь

Всероссийская образовательная акция «Географический диктант» в рамках Русского географического общества.

МБОУ СОШ

№ 2,1,4, 5,6,

декабрь

Всероссийская олимпиада по географии (муниципальный этап)

 

январь

Акция «Покорми птиц зимой»

Все школы района

февраль

Проект "Туристическая инициатива" - с любовью к малой родине

Отборочный тур

МБОУ СОШ № 1,2,4,5,6,7, Завлинская, Бавленская

апрель

Конкурс Человек и природа

Всероссийский урок «Хранители воды.

Всероссийская образовательная акция:  Всероссийский экологический диктант «Экология и охрана окружающей среды».

Все школы района

май

Финал игры: «С любовью к малой родине»

 

МБОУ СОШ № 5

Диплом 2 степени.

В течении года

Работа олимпиадной школы и Районного географического  общества  школьников «Кольчугинская параллель»

Все школы района.

6. Методическое обеспечение учебного процесса

Работа творческой лаборатории по разработке Положения о конкурсе на  лучший кабинет географии; утверждение Положения на заседании МО, разработка тематического планирования практических работ 5-9 классах.

Отличительной особенностью выступлений была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике.  Так перед муниципальным этапом Всероссийской олимпиады школьников по географии  для учителей и учащихся -  победителей школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии был проведен квест: «Географическая карта – модель действительности, инструмент познания и методическая основа анализа» - Корючкин М.А. – учитель  высшей категории Бавленской СОШ.

Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.

Однако, наряду с этим, следует отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей в процесс овладения современными информационно-коммукативными технологиями. Здесь педагогам необходимо еще преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения  по разным причинам. Но в сравнении с прошлым учебным годом по результатам анкетирования педагогов очень большой шаг сделан в этом направлении всеми учителями МО.

Основной целью методической работы РМО является содействие в повыше-нии качества образования. Проведенные методические мероприятия способ-ствовали  росту  качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. В сравнении с прошлым годом средний балл ЕГЭ по предмету вырос с 63,3 до 71 балла, по ОГЭ – с 3,4 до  3,69.  Качество выполнения экзаменационных работ выпускниками 9-х классов составило   67,5 % (  2016 год – 53,9 % ). Положительную тенденцию роста качества подготовки выпускников необходимо сохранить в следующем учебном году.