Информационно-аналитическая справка
по итогам входного мониторинга выявления профессиональных затруднений учителей географии школ района
В августе 2022 года на заседании РМО учителей географии проведено анкетирование педагогов с целью выявления профессиональных затруднений и определения мер методической помощи педагогам.
В опросе приняли участие 8 учителей (67%). В МБОУ «Завалинская основная школа» работает учитель-совместитель из МБОУ СОШ № 1; в МБОУ «Литвиновская основная школа» преподавание предмета осуществляет директор школы. В МБОУ «Большевистская основная школа» на момент опроса не был решен вопрос о распределении вакантных часов географии. Не приняли участие в опросе учителя географии МБОУ «Средняя школа № 4», МБОУ «Бавленская сш»; МБОУ «Средняя школа № 7» (учитель географии в д/о, замещают учителя истории)
Анализ кадрового состава учителей географии:
- учителя специалисты- 9 чел.(56%);
- учителя неспециалисты – 7 чел. (44%);
- учителя с высшей кв. категорией – 7 чел. (44 %);
- учителя с первой кв. категорией - 4чел. (25 %).
Учителя неспециалисты работают в МБОУ «Средняя школа № 7» (2 чел.); МБОУ «Большекузьминская ош»; МБОУ «Большевистская ош»; МБОУ «Литвиновская ош»; МБОУ «Макаровская ош»; МБОУ «Павловская ош». Учитель Павловской основной школы прошел предметные курсы ПК.
Прошли курсы повышения квалификации по обновленным ФГОС ООО - 4 педагога (МБОУ СШ № 1, МБОУ СШ № 4, МБОУ СШ № 5,МБОУ «Павловская ош»).
Анализ анкет выявил следующие затруднения педагогов:
I. Общепедагогические
Каждый третий из числа опрошенных испытывает затруднения, связанные с
- знанием и применением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- измерением образовательных результатов внеурочной деятельности.
Половина респондентов затрудняются в ответе на вопрос о знании и применении ФГОС ООО и СОО, 75% педагогов – применении обновленных ФГОС ООО, проведении рефлексии своей профессиональной деятельности, корректировке по результатам самооценки и внешней оценки. В основном данные дефициты выявлены учителей неспециалистов, учителей пенсионного возраста (не проходили курсовую подготовку по ФГОС).
В положительном плане отмечено, что практически все учителя знакомы и работают с федеральным перечнем учебников, знают порядок проведения ГИА по образовательным программам ООО и СОО; умеют планировать свое рабочее время для достижения результатов.
II. Методические затруднения
Половина респондентов (50%) указали на затруднения, связанные с:
- разработкой рабочих программ по ФГОС;
- формированием УУД обучающихся;
- применением специальных педагогических подходов и методов обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;
- формированием навыков самооценки и рефлексии у обучающихся;
- подбором инструментария по оценке достижений планируемых результатов;
- банком оценочных процедур;
- вопросами внутренней и внешней оценки качества образования.
Наиболее проблемными для учителей (75%) является вопросы разработки и реализации адаптированных программ (АОП) для обучающихся с ОВЗ (в соответствии с ФГОС ОВЗ); организации и сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников (в т. ч. выполнение индивидуального проекта).
Эти проблемы присущи как опытным педагогам, так и малоопытным учителям и учителям-неспециалистам.
В то же время многие педагоги не испытывают затруднений:
- в выборе учебников и учебно-методической литературы в соответствии с требованиями ФГОС, в т.ч. обновленных ФГОС ООО (87,5%);
- в составлении и корректировке поурочного планирования (75%);
- в формировании индивидуального учебного плана (75%);
- в использовании разнообразных форм организации работы на уроке (87,5%)
- в проведении диагностики уровня достижения планируемых результатов освоения ООП (75%);
- в оценке уровня достижения обучающимися предметных, метапредметных, личностных результатов (75%);
- в организации индивидуальной работы с одаренными обучающимися и обучающимися, имеющими трудности в обучении (75%).
Знают типологию уроков по ФГОС и структуру урока в соответствии с типологией -75% учителей; применяют современные образовательные технологии- 75 %.
III. Психолого-педагогические затруднения
По данному разделу проблемным для ряда сельских учителей является вопрос на знание и применение диагностических методов оценки и развития различных сторон психики личности школьника (37,5% учителей). Это связано с отсутствием педагогов- психологов в штатном расписании сельских школ и слабой организацией сотрудничества с социальны педагогом (Стенковская ош, Новобусинская ош).
IV. Информационные затруднения.
Анализ результатов анкетирования показывает, что учителя используют возможности информационно-коммуникационных технологий при осуществлении самостоятельного поиска и анализа информации, проведении уроков, а именно:
- работа с конструктором рабочих программ на портале Единое содержание общего образования (87,5%);
- работа с текстовыми редакторами (75%);
- электронными таблицами (75%);
- электронной почтой (87,5%);
- работа с электронными учебниками (75%);
- создание презентаций (100%).
Вместе с тем, ряд педагогов испытывают затруднения при работе с браузерами (62,5%), в применении дистанционных образовательных технологий (для проведения уроков, внеурочной деятельности, коррекционной работы, работы с одаренными детьми) – 50 %. Эти проблемы испытывают опытные педагоги и учителя-неспециалисты сельских малокомплектных школ.
V. Коммуникационные затруднения
В основном, затруднения связаны с вопросами обобщения, описания и представления своего педагогического опыта; взаимодействия с коллегами с целью наставничества (62,5%) учителей). Данные проблемы характерны как для опытных педагогов, так и учителей-неспециалистов.
Выводы:
1. Проблемы, связанные с реализацией ФГОС ООО и СОО, в т. ч. обновленных ФГОС ООО, обусловлены отсутствием курсовой подготовки у большинства участников опроса, а также низкой посещаемостью заседаний предметного РМО отдельными учителями городских школ и учителями совместителями сельских малокомплектных школ. На практическом семинаре, посвященном вопросам изучения обновленных ФГОС ООО и организации работы с конструктором рабочих программ на портале Единое содержание образования от 22 марта 2022 года присутствовали 9 педагогов , в т.ч. из сельских школ – 4 педагога из 8.
2. Вопросы обобщения педагогического опыта рассматривались на практических семинарах на базе МБОУ «Средняя школа № 5» (2020 год), МБОУ «Бавленская сш» (2019 год). В этом году на ноябрь 2022 года запланирован семинар-практикум из опыта работы учителя географии МБОУ СШ № 5 Баевой В.Э., руководителя РМО.
На сайте управления образования в р. «Методическая работа. Нормативные документы» опубликовано Положение о выявлении, изучении, обобщении инновационного опыта педагогических работников Кольчугинского района (приказ от 19.09.2017 года № 377/1). Кроме того, все школы района обеспечены брошюрой «Опыт творчества педагогов Кольчугинского района», в которой представлены материалы обобщения педагогического опыта учителей-предметников. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о недостаточном информировании педагогов со стороны администрации школы, о низкой культуре работы с сайтом УО.
Рекомендации:
1. Методисту МК управления образования Никитиной И.Н.
- рассмотреть итоги анкетирования педагогов на заседании РМО (ноябрь 2022 года),
- провести информирование педагогов по вопросам: нормативные документы по выявлению, обобщению педагогического опыта работы; действующие ФГОС ООО 2010 года и обновленных ФГОС ООО 2022 года (ноябрь 2022 года);
- провести повторное анкетирование учителей географии с целью выявления эффективности принятых мер по устранению выявленных дефицитов (май 2023 года).
2. Руководителю РМО учителей географии Баевой В.Э.:
- провести практический семинар для учителей географии по теме: «Рабочая программа как средство достижения планируемых результатов ФГОС» (ноябрь 2022 года);
- спланировать и провести круглый стол «Особенности организации проектной деятельности учащихся при реализации ФГОС ООО» (апрель 2023 года).
3. Учителям-предметникам:
- пройти выездные курсы повышения квалификации ВИРО по реализации обновленных ФГОС ООО в 2022-2023 учебном году;
- принимать активное участие в работе предметного РМО ( 2022-2023 учебный год).
Методист МК И.Н. Никитина