Аналитическая справка
об итогах проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников в 2022- 2023 учебном году
Предметная область «Общественно-научные предметы»
I. Статистические данные
В текущем учебном году в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию, географии принимали участие обучающиеся 7-11классов, по праву – 10-11классов общеобразовательных школ района.
Таблица № 1
№ п/п |
Наименование учебного предмета |
Ожидаемое количество участников |
Фактическое количество участников |
Явка |
Уровень явки |
||
2021-2022 уч. год |
2022-2023 уч. год |
динамика |
|||||
1. |
Право |
12 |
15 |
10 |
- 2 |
83 % |
допустимый |
2. |
География |
81 |
70 |
68 |
- 2 |
84 % |
допустимый |
3. |
Обществознание |
92 |
77 |
78 |
+ 1 |
85 % |
допустимый |
4. |
История |
69 |
58 |
62 |
+ 4 |
89,9% |
допустимый |
|
Итого: |
254 |
220 |
218 |
- 2 |
85,8 % |
допустимый |
Примечание: при определении уровня явки использовался единый подход перевода в шкалу, соответствующую четырем уровням: эталонный (образцовый) уровень – 100 %; оптимальный уровень -от 90,0 % до 99,9 %; допустимый уровень – от 70,0 % до 89,9 %; критический уровень – от 0% до 69,9%.
Снижение количества участников олимпиады по отдельным предметам обусловлено рядом причин: совпадение сроков проведения предметной олимпиады с учебными сборами учащихся 10 классов, эпидемиологическая ситуация.
Таблица № 2
Показатели качества выполнения олимпиадных заданий участниками муниципального
этапа Олимпиады (по учебным предметам)
№ п/п |
Наименование предмета, |
класс |
Показатель качества выполнения олимпиадных заданий |
|||||
Максимальное значение ( в %) |
Средний балл |
|||||||
2021-2022 |
2022-2023 |
динамика |
2021-2022 |
2022-2023 |
динамика |
|||
1. |
Право |
10 11 |
36 % 37% |
48 % 53 % |
+ 12 % + 16 % |
23,7 24 |
27 53 |
+4,7 +29 |
2. |
География |
7 8 9 10- 11 |
54 % 52 % 54,5 % 63 %
|
55 % 58 % 53,5 % 78 %
|
+ 1% + 6% - 1% + 15% |
27 40,8 30,3 32,9 |
36,9 33,1 30,4 52 |
+9,9 -7,7 +0,1 +19,1 |
3. |
Обществознание |
7 |
55 % |
80,8 % |
+25,8% |
35,5 (из 80) |
26,8 (из 47) |
*примечание (сравнение среднего балла некорректно из-за разницы в критериях системы оценивания) |
8
|
66,4 %
|
69,2 %
|
+2,8%
|
56,2 (из 125 б.) |
21,9 (из 52б.) |
|||
9 |
86 % |
53,2% |
- 32,8% |
41,2 |
16,1 |
|||
10 |
80,6 % |
55,5% |
- 25,1% |
57,8 |
24,5 |
|||
11 |
84 % |
65,6% |
- 18,4% |
77,6 |
26,5 |
|||
4. |
История |
7 8 9 10 11 |
88 % 52 % 65 % 74 % 71 % |
58 % 42 % 51,5% 48 % 84 % |
- 30% - 10% - 13,5% - 26 % + 13% |
45,8 36,5 42,4 32,8 49,5 |
33,9 28,5 26,7 25,4 36,9 |
- 11,9 - 8 - 15,7 - 7,4 - 12,6 |
|
Итого: |
|
63,6 % |
59,6 % |
- 4 % |
|
|
|
Таблица № 3
Коэффициент эффективности участия обучающихся в МЭ ВсОШ в 2022-2023 учебном году
№ п/п |
Предмет |
Кол-во участников |
Количество победителей и призеров. Их них: |
Коэффициент эффективности участия |
||
победителей |
призеров |
всего |
||||
1. |
Право |
10 |
1 |
0 |
1 |
10 |
2. |
География |
68 |
4 |
7 |
11 |
16,2 |
3. |
Обществознание |
78 |
5 |
10 |
15 |
19,2 |
4. |
История |
62 |
3 |
2 |
5 |
8,1 |
|
Итого: |
218 |
13 |
19 |
32 |
14,7 |
Сравнительный анализ показателей качества выполнения олимпиадных заданий по каждому общеобразовательному предмету в отдельности продемонстрировал: - снижение как максимального, так и среднего процента выполнения олимпиадных заданий по предмету «История»; - снижение максимального балла выполнения олимпиадных работ по обществознанию в 9-11 классах; - повышение максимального и среднего балла выполнения олимпиадных заданий по праву (10-11 классы), географии (7, 10-11 классы); - отсутствие работ, выполненных на 0 баллов.
Более высокие показатели эффективности участия обучающихся в муниципальном этапе ВсОШ отмечены по обществознанию и географии (наличие победителей и призеров во всех классах). Эти показатели практически сохранились на уровне прошлого года (незначительное снижение на 2 единицы). Вместе с тем, в сравнении прошлым годом количество победителей и призеров муниципального этапа олимпиады по истории сократилось в 2,5 раза (с 20,7 до 8,1). Количество участников предметной олимпиады, преодолевших порог в 50%, составило 8,1% (в прошлом году – 32,7%). Итогом соблюдения объективности явилось отсутствие нарушений при проведении муниципального этапа олимпиады, отсутствие апелляций со стороны участников олимпиады.
II. Достижения и образовательные дефициты участников муниципального
этапа олимпиады.
Предмет |
Достижения участников олимпиады: - предметные компетенции учащихся; -метапредметные компетенции учащихся |
Типичные недостатки, недочеты: - в предметных знаниях; - в метапредметных умениях |
Право |
- предметные знания: знание основ Трудового права, Семейного права; правомочий Арбитражного суда; юридических терминов и понятий; валют мира; краеведческий материал (гербы городов Владимирской области). – метапредметные умения: соотнесение (государства и валюты; портрета российского деятеля и описания к нему); соответствие (между правовыми семьями и их характеристиками); видом рабочего времени и графиком работы. |
- предметные знания: не знают автора музыки современного гимна Российской Федерации; испытывают затруднения по вопросам истории права, при решении правовых задач по УК и Гражданскому праву; затрудняются в классификации воинских званий; не знают аббревиатуры международных организаций, государственных структур – метапредметные умения: затруднения в обосновании (объяснении) выбора ответа; обобщение; формулирование своей точки зрения. |
География |
- предметные знания:7-8 классы – географические определения и понятия; горные породы и минералы земли; планеты солнечной системы; названия и расположение крупнейших вулканов Земли; географические события XX века; географические координаты объекта; абсолютная высота точек в России. 9 класс- расположение территориально-административных единиц России; источники питания рек России; природные объекты страны; особенности географического положения России; 10-11 классы- термины, политическая карта мира и формы правления стран; размещение географических объектов; краеведческий материал(объекты, явления, факты) - метапредметные умения: 7-8 классы- установление соответствия между названием и описанием планеты (7кл.);соотнесение природной зоны и стран, расположенных в ее пределах (8кл.);соотнесение названия прибора, параметра погоды и названия прибора (7кл.); метод расчета расстояния между объектами с помощью линейки и масштаба карты; расчёт расстояния по градусной сетке. 9 класс- умение работать с климатическими диаграммами 10-11 классы - соотнесение крайних точек материков и климатограмм; соотнесение природных объектов области с интересными явлениями или фактами, связанными с ними; определение по описанию географического объекта, ПЗ. |
-предметные знания: 7-8 классы – термины (эклиптика, горизонталь); крупные острова Земли и их площадь; характеристика карты (масштаб, содержание, проекция); образование климатических зон; уникальные объекты гидросферы; русские путешественники и их заслуги. 9класс – расположение гор и климатических поясов Земли ; путешественники и объекты их исследования; пояса освещенности; термины; заповедники России; географическая номенклатура; 10-11 классы- путешественники и объекты их исследования; проекция карты; полезные ископаемые и районы их размещения, добычи на территории России; половозрастной состав населения. -метапредметные умения:7-8 классы- выбор лишнего из предложенного перечня и обоснование; соотнесение изображения (фотографии) с геоизображением и названием каждого объекта; затрудняются в работе с топографической картой (легенда карты, азимут); 9 класс – соотнесение «рельефообразующий процесс-форма рельефа-географический объект»; построение логических рассуждений; установление причинно-следственных связей ; умение работать картой, составление плана местности по описанию; азимут. 10-11 классы- анализ и сравнение понятий; установление причинно-следственных связей |
Обществознание |
-предметные знания: 7-9 классы- обществоведческие понятия, термины, знание Конституции РФ (7кл.)
10-11 классы- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни
-метапредметные умения: 7-9 классы –соотнесение определений с понятиями; аргументация своей точки зрения; решение социологической задачи (9кл.). 10-11 классы- применение знаний российского законодательства при решении правовой задачи; перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу); исследование несложных реальных связей и зависимостей. |
-предметные знания: 7-9 классы – составление определений из представленных групп слов; вид юридической ответственности; классификация прав по сферам общественных отношений (9кл.); 10-11 классы – знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; тенденции развития института собственности в нашем регионе; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; -метапредметные умения: 7-9 классы – математическая грамотность (логическая и экономическая задачи); обоснование своего ответа; соотнесение графической информации с предложенными утверждениями, высказываниями; формулировка проблемы и способа ее решения, речевое оформление ответа; читательская грамотность (анализ стихотворения, исторического текста -9 кл.). 10-11 классы – приведение конкретных примеров; обобщение; функциональная грамотность (экономическая задача). |
История |
-предметные знания: 7-8 классы - соотнесение исторического события к временному периоду; названия городов и их гербов; знание авторов произведений культуры; древних храмов Руси; 9-10 классы- знание хронологии отдельных событий; определений и понятий; 11 классы – знание военных операций и хронологию событий Великой Отечественной войны; фактов, событий и исторических личностей эпохи Владимира Мономаха;
- метапредметные умения: 7-8 классы - соотнесение изображения на картинке с историческими событиями и личностями. 9-10 классы – выбор лишнего элемента в ряду (анализ, классификация, объяснение); 11 класс – работа с деформированным текстом. |
- предметные знания: 7-8 классы -знание исторических источников, личностей, исторических дат и терминов; краеведческий материал (состав Владимирской земли к началу XIII века); недостаточное знание понятийного аппарата; определение принципа построения ряда; 9 класс –знание дат исторических событий, исторических документов, деятелей культуры и названия созданных им произведений; сопоставление отечественной и всеобщей истории; краеведческий материал; 10 класс- знание исторической терминологии; значение устойчивых фраз и выражений; культура советского периода (кинофильмы и их хронология); исторические деятели и сферы их деятельности; события Великой Отечественной войны (военные операции и их хронология); 11 класс – расшифровка аббревиатур; знание исторической терминологии; хронология событий 13 в., 16 в., 19 века; события Первой мировой войны; знание исторических личностей и сферы их деятельности. - метапредметные умения: 7-8 классы - работа с текстовым историческим документом, исторической картой (схемой); типичные ошибки в соотнесениях, в хронологической последовательности событий; выполнение логических операций обобщения, классификации. 9-11 классы – работа с историческими источниками (текстом), исторической картой; таблицей; соотнесение изображения на картине с автором произведения и историческим событием; работа над эссе (анализ проблематики, знание различных точек зрения, творческий характер восприятия темы, формулировка выводов) |
Основными причинами низких результатов участников олимпиады являются узкий кругозор обучающихся и недостаточная работа с дополнительной литературой по предметам; слабые навыки исследовательской работы; ограниченное использование олимпиадных заданий в учебном процессе.
III. Рекомендации:
3.1. Учителям – предметникам:
3.1.1. При подготовке обучающихся к олимпиадам учесть типичные ошибки, допущенные школьниками при выполнении олимпиадных заданий муниципального этапа 2022-2023 учебного года, В работе с обучающимися использовать различные ресурсы для подготовки к олимпиадам.
3.1.2. Продолжить целенаправленную работу с одаренными детьми, в том числе через индивидуальные занятия, более активное использование олимпиадных заданий в учебном процессе, продолжить работу по развитию навыков исследовательской работы.
3.1.3. Наставникам обучающихся проводить целенаправленную работу по подготовке детей на результативное участие в муниципальном этапе олимпиады по соответствующим предметам.
3.1.4. Привлекать одаренных детей к участию в муниципальных олимпиадных школах по соответствующим предметам.
3.2. Руководителям муниципальных методических объединений:
3.2.1. На заседании методических объединений проанализировать низкие результаты обучающихся на муниципальном этапе олимпиады и наметить планы мероприятий при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников в 2023-2024 учебном году (январь 2023 года).
3.2.3. Изучить опыт работы учителей, подготовивших победителей и призеров школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников (март 2022 года).
3.3. Методическому кабинету управления образования обеспечить контроль выполнения рекомендаций, указанных в п.3.2.
Заведующий методическим кабинетом Е.Е. Савелова
Исп. Никитина Ираида Николаевна, методист
т. 8(49245) 2 24 03
декабрь 2022 г.