УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА
(УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
ПРИКАЗ
08.06.2022 № 361
Об итогах работы общеобразовательных организаций
с одарёнными и талантливыми детьми в 2021- 2022 учебном году
В целях совершенствования системы работы общеобразовательных организаций с одарёнными и талантливыми детьми, определения результативности их участия в конкурсах, олимпиадах федерального перечня Минпросвещения РФ, зафиксированных в федеральном реестре «Одаренные дети», и Календаре областных массовых мероприятий п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить аналитическую справку "О системе работы общеобразовательных организаций Кольчугинского района с одарёнными и талантливыми детьми в 2021- 2022 учебном году (Приложение 1).
2. Руководителям общеобразовательных организаций:
2.1. Проанализировать итоги работы с одарёнными детьми в 2021 - 2022 учебном году на педагогическом совете.
2.2. Рассмотреть адресные рекомендации для корректирования плана работы общеобразовательной организации на 2022 -2023 учебный год.
3. Объявить благодарность за создание условий по развитию системы работы с одарёнными и талантливыми детьми следующим руководителям ОО:
- Родионовой Елене Анатольевне, директору МБОУ "Средняя школа №1",
- Кузнецовой Татьяне Васильевне, директору МБОУ "Средняя школа №7",
- Петрухиной Альбине Игоревне, директору МБОУ "Бавленская средняя школа".
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя начальника образования Е.Ю. Прокофьеву.
Врио начальника управления образования С.А. Капитонов
Мищинская Елена Владимировна
2 36 31
Приложение 1
к приказу управления образования
от 08.06.2022 г. №361
С П Р А В КА
о системе работы общеобразовательных организаций Кольчугинского района
с одарёнными и талантливыми детьми в 2021 - 2022учебном году
В общеобразовательных организациях Кольчугинского района созданы оптимальные условия, способствующие развитию и реализации творческих способностей детей. Об этом свидетельствует наличие во всех школах банка данных одарённых детей, наличие диагностического инструментария по выявлению детской одарённости; организация педагогического сопровождения учащихся, банк данных дополнительных обще-развивающих программ для одарённых детей, план работы с высокомотивированными учащимися.
В школьной документации ( программа, положения, приказы, план работы ОО, план работы МО учителей- предметников) отражены основные аспекты, связанные с выявлением, педагогическим сопровождением талантливых детей. Проблемные вопросы по работе с мотивированными учащимися обсуждаются на педагогических советах и совете при заместителе руководителя.
В течение учебного года в общеобразовательных организациях обеспечивается организация интеллектуальных и творческих мероприятий для учащихся: предметные недели и предметные дни, форум юных учёных (МБОУ "Средняя школа №2"), интеллектуальный марафон, экологическая экспедиция ( МБОУ "Средняя школа №6"), консультирование учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью преподавателями ВУЗа (сш. №1, сш. №6); обучение в школах Центра поддержки одарённых детей "Платформа.33"( сш. №4, №5, №6, №7).
Система работы с одарёнными и талантливыми детьми складывается из следующих показателей:
- наличие в общеобразовательной организации научных обществ учащихся;
- участие учащихся в профильных школах; работе профильных смен (лагеря);
в экспедициях;
- совместная работа общеобразовательной организации с ВУЗами, профессиональными образовательными организациями;
- уровень результативности (доля победителей и призёров в оолимпиадах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.
В общеобразовательных организациях (СШ №1,2,4,5,6,7, Бавленская средняя школа) работают школьные научные общества (естественно-научное и гуманитарное направление, точных наук и информационных технологий), в которых занимаются 4,8% учащиеся 3,4-х классов и 23,6 % учащихся 5-11 классов.
Школьное научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников способствуют приобретению учащимися навыков исследования, публичной защиты исследовательской работы и опыта участия в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Особенностью 2021- 2022 учебного года является тот факт, что единицы учащихся общеобразовательных организаций (из числа представителей школьного научного общества) принимали участие в региональных и всероссийских конкурсах.
В целях формирования у учащихся метапредметных компетенций учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях уделяется внимание организации обучения учащихся по дополнительным обще-развивающим программам в областных школах через взаимодействие с Центром одарённых детей "Платформа 33" Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой.
Курс обучения по дополнительным программам прошли 18 учащихся.
Таблица 1. Участие обучающихся ОО в областных школах, летних профильных сменах
Название ОО |
Название областных школ и количество учащихся |
|||||
Социального лидерства
|
Художественное слово |
Юных корреспондентов |
Юный исследователь |
ТЕЛЕШКОЛА
|
профильная смена
|
|
Школа №7 |
1 |
|
1 |
2 |
8 |
|
Школа №4 |
|
|
|
1 |
|
|
Школа №5 |
1 |
|
|
|
|
|
Школа №6 |
|
1 |
2 |
|
|
1 |
Школьные экологические экспедиции играют важную роль в развитии проектно-исследовательских компетенций обучающихся.
Интересный опыт работы учителей биологии, географии по вовлечению учащихся в экологические экспедиции выявлен в МБОУ "Средняя школа №6". Экологическая экспедиция - это посещение в образовательных целях природной территории, в ходе которого учащиеся выполняют задания, формирующие экологическую культуру человека. МБОУ "Средняя школа №6" взаимодействует с ГБУ ВО "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области".
Экологическая экспедиция в Кольчугинский заказник является одной из популярных форм внеклассной и внеурочной работы по предмету. Учащиеся получают задания, выдвигают гипотезы и в течение года занимаются исследованиями. Для них организованы консультации специалистов заказника и преподавателей Владимирского государственного университета (кафедра "Зоологии и Ботаники"), а затем на школьной конференции ребята защищают свои работы. Учителя географии и биологии активно используют методику кандидата биологических наук, профессора А.С. Боголюбова (Ассоциация «Экосистема»).
В этом учебном году учителями биологии, географии и ОБЖ для учащихся МБОУ "Бавленская средняя школа", МБОУ " Средняя школа №5", МБОУ "Средняя школа №6", МБОУ "Стенковская основная школа" проведено 13 эколого-биологических экспедиций, в которых приняли участие 58 чел.
Учащиеся 4 - 11 классов активно вовлечены в движение Всероссийская олимпиада школьников, онлайн- олимпиады, Всероссийские акции: этнографический диктант, географический диктант, экологический диктант, правовой диктант и другие интеллектуальные мероприятия.
Таблица 2. Доля призеров и победителей в конкурсах, олимпиадах федерального перечня Минпросвещения РФ, зафиксированных в федеральном реестре «Одаренные дети»,
и количество призеров и победителей конкурсных соревнований Календаря областных массовых мероприятий, зафиксированных в реестрах муниципалитетов по учету достижений школьников, в расчете от общего количества школьников 7–11-х классов в муниципалитете
Уровень участия |
2020 - 2021 учебный год |
2021 - 2022 учебный год
|
||
победители |
призёры |
победители |
призёры |
|
всероссийский |
15 |
5 |
41 |
7 |
региональный |
25 |
19 |
32 |
51 |
муниципальный |
53 |
21 |
47 |
47 |
Доля призёров и победителей |
5,2% |
8,4% |
Таким образом, доля призёров и победителей среди учащихся 7 - 11 классов в 2021 - 2022 учебном году составляет 8,4 %, что на 3.2% выше уровня предыдущего года.
Доля общеобразовательных организаций, в которых обучаются победители и призёры составляет 93,3% (на 13,3% выше уровня прошлого года).
Источниками получения информации о результатах участия обучающихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах являются:
- сайт Федерального центра дополнительного образования обучающихся https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1650268646&tld=ru&lang=ru&name=%25 (Всероссийский конкурс "Юный Тимирязевец", Всероссийский детский экологический форум "Зелёная планета");
file:///C:/Users/Админ/Downloads/Федеральный%20этап.%20Итоги (федеральный этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке);
- дипломы (всероссийские конкурсы, экологический и географический диктант)), сертификаты (этнографический диктант), которые поступают в личные кабинеты учащихся:
- распоряжения Департамента образования Владимирской области (№1270 от 08.12.2021 "Об итогах областной выставки зеркало природы", № 1399 от 30.12.2021"Об итогах проведения регионального этапа всероссийского конкурса на лучшее сочинение", №1398 от 30.12.2021 "Об итогах XXIX областного конкурса юных исследователей окружающей среды "Открытия 2030", №1397 от 3012.2021 "Об итогах проведения Всероссийского экологического диктанта 2021"; №303 о от 08.04.2022 "Об итогах областного смотра-конкурса учебно-опытных участков образовательных организаций",
- региональная платформа 33 "Центр одарённых детей" Wiki Владимир (интеллектуальные конкурсы: Математическая мозаика, Математический Фрактал, Химический многогранник);
- приказы управления образования: (№ 368 от 08.09. 2021 "Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса "Юные Тимирязевцы"; № 400 от 27.09. 2021 "Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ "Вместе ярче"; №447 от 13.09.2021 "Об итогах проведения муниципальной областной выставки "Зеркало природы"; №496 от 28.10.2021 "Об итогах проведения муниципального этапа областного творческого конкурса "Права человека - глазами молодёжи"; №500 от 08.11.2021 "Об итогах участия в областном математическом конкурсе "Фрактал"; № 520 от 18.11.2021 "Об итогах проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре"; № 587 от 16.12.2021 "Об итогах проведения муниципального этапа смотра-конкурса на лучшую образовательную организацию по экологической и природоохранной работе"; № 607 от 23.12.2021 "Об итогах муниципального этапа областного конкурса "Грамотеи.ру"; № 23 от 14.01. 2022 "Об итогах участия в региональном этапе Всероссийского конкурса на лучшее сочинение"; № 24 от 14.01.2022 "Об итогах участия в областном конкурсе юных исследователей окружающей среды "Открытия 2030"; №179 от 11.03.2022 "Об итогах районного тура международного конкурса "Живая классика"; №203 от 24.03 2022 "Об итогах муниципального конкурса проектных и исследовательских работ учащихся "Шаг в будущее 2022".
В течение года отделом общего образования проводился мониторинг участия и результативность участия обучающихся в интеллектуальных мероприятиях; тематическое инспектирование (приказ № 61 от 27.12.2021 "Об итогах тематического инспектирования "Система работы образовательной организации по созданию условий для выявления, поддержки и развития высокомотивированных учащихся").
На официальном сайте Центра поддержки одарённых детей "Платформа 33" определены значимые олимпиады и конкурсы всероссийского уровня для школьников. Второй год учащиеся Кольчугинского района не принимают участие в региональном этапе межрегионального химического турнира, всероссийском конкурсе проектов "Моя законодательная инициатива".
В 2021 - 2022 учебном году обучающимся общеобразовательных организаций было предложено принять участие в 87 интеллектуальных и творческих конкурсах, уроках: цифры, переписи населения, Арктики, генетики; во всероссийских диктантах и акциях.
Таблица 3. Общий результат участия ОО конкурсах, дистанционных олимпиадах с участием обучающихся 1- 10 классов
|
Приняли участие |
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
|||
Победители |
Призёры |
Победители |
Призёры |
Победители |
Призёры |
||
Средняя школа № 1" |
19 |
2 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
Средняя школа №2" |
16 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
7 |
Средняя школа №4" |
20 |
1 |
0 |
7 |
2 |
3 |
13 |
Средняя школа №5" |
25 |
2 |
0 |
3 |
1 |
3 |
14 |
Средняя школа №6" |
22 |
13 |
0 |
2 |
5 |
5 |
12 |
Средняя школа №7" |
20 |
11 |
0 |
9 |
12 |
15 |
12 |
Бавленская средняя школа" |
22 |
4 |
3 |
2 |
5 |
12 |
7 |
Большекузьминская ОШ |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
Большевистская ОШ |
17 |
1 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
Макаровская ОШ |
11 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
Стенковская ОШ |
10 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
4 |
Завалинская ОШ |
17 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1
|
7 |
Павловская ОШ |
5 |
0 |
0 |
1 |
8 |
|
1 |
Новобусинская ОШ |
17 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
15 |
Литвиновская ОШ |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0
|
ЦВР |
4 |
6 |
0 |
5 |
4 |
11 |
3
|
ВСЕГО |
41 |
7 |
39 |
46 |
67 |
106 |
Прорывом этого года можно считать следующие достижения учащихся:
- 1 место Сажиновой Дарьи, учащейся 10 класса МБОУ "Бавленская средняя школа " во Всероссийский конкурса на лучшее сочинение;
- 2 место Рыжовой Марьяны, учащейся 7Б класса во Всероссийском конкурсе "Юные Тимирязевцы";
- 1,2 командные места учащихся МБОУ "Средняя школа №4", МБОУ "Средняя школа №6" в областном чемпионате "ЮниорПрофи" (четыре первых места и четыре вторых места);
- достижения на муниципальном уровне МБОУ "Павловская основная школа" и МБОУ "Стенковская основная школа".
Наблюдается негативная тенденция - учащиеся общеобразовательных организаций не принимают участие в проектах технической направленности и в конкурсах, которые входят в Календарь областных массовых мероприятий с обучающимися образовательных организаций, расположенных на территории Владимирской области, на 2022 год (Всероссийские конкурсы, организованные Федеральным центром дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей: юниорский лесной конкурс "Подрост", "Юннат", юниорский Водный конкурс и др. ).
Вывод:
1. В общеобразовательных организациях Кольчугинского района проводится активная работа по выявлению и поддержке одарённых детей. Системный подход сформирован в МБОУ "Бавленская средняя школа", "МБОУ "Средняя школа №1", МБОУ "Средняя школа №7". Положительная динамика наблюдается в МБОУ "Завалинская основная школа" и МБОУ "Новобусинская основная школа".
2. Учащиеся общеобразовательных организаций приняли участие в 32 интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, творческих чемпионатах и в 13 акциях, уроках, диктантах, улучшив результаты прошлого учебного года.
Предложение
1. В общеобразовательных организациях продолжить работу по выявлению, поддержке и развитию способностей талантливых детей:
- проанализировать динамику достижений учащихся по показателям;
- внести корректировки в план работы с высокомотивированными учащимися;
- рассмотреть возможность создания условий развития технического творчества учащихся..
2. Рекомендовать общеобразовательным организациям принять участие в эколого-просветительском проекте "Школа ECO-skills"(2022 -2024 г.г.).
3. Рассмотреть адресные рекомендации и обсудить на административном совещании:
3.1. Руководителям ОО: МБОУ "Средняя школа №2", МБОУ "Средняя школа №4" МБОУ "Средняя школа №7":
- активно использовать эффективные формы работы учебно-исследовательской деятельности: образовательные экспедиции, - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности и продуманными формами контроля;
3.2. Руководителям ОО: МБОУ "Средняя школа №1", МБОУ "Средняя школа №5" , МБОУ "Средняя школа № 6":
- активизировать работу по вовлечению учащихся 2 - 4, 10-11 классов к участию в интеллектуальных конкурсах (научно-исследовательская деятельность);
3.3. Руководителям ОО: МБОУ "Большекузьминская основная школа", МБОУ "Макаровская основная школа", МБОУ "Павловская основная школа", МБОУ "Стенковская основная школа":
- рекомендовать включить в план внеурочной деятельности реализацию дополнительных обще-развивающих программ общеинтеллектуальной направленности:
* для учащихся 1-4-х классов: "Финансовая грамотность», «Юный исследователь», «Основы исследовательской деятельности», «Юный исследователь природы» , "История моего края" и др.;
* для учащихся 5-7 классов: "Цветоводство и ландшафтный дизайн", "Растениеводство", "Почвоведение", "Экология лесных растений", "Экология животных", "Вода и мир" и др.
* для учащихся 8-9-х классов: проектная мастерская "Экология Кольчугинского района","Быть гражданином: мои права, моя ответственность, мой выбор", "Я - исследователь", "Основы наноматериаловедения".
3.4. Руководителям ОО: МБОУ "Бавленская средняя школа", МБОУ "Средняя школа №1", МБОУ "Средняя школа №6", МБОУ "Завалинская основная школа":
- продолжить работу с учащимися по организации проектной деятельности в области естественных и социальных наук, ориентированной на получение научно-практического результата;
3.5. Руководителям ОО: МБОУ "Большевистская основная школа", МБОУ "Новобусинская основная школа", МБОУ "Стенковская основная школа", МБОУ "Макаровская основная школа", МБОУ "Павловская основная школа", МБОУ "Большекузьминская основная школа", МБОУ " Завалинская основная", МБОУ "Литвиновская основная школа":
обеспечить условия для развития у учащихся творческих способностей и привития интереса к специальностям в области сельского хозяйства; вовлечения обучающихся к участию во Всероссийских конкурсах: "АгроНТИ -2023", "Юные агрономы".