Методические рекомендации
для составления психолого-педагогической характеристики дошкольника,
направляемого на обследование психолого-медико-педагогической комиссией
№ п/п |
Критерий / возраст |
Показатели развития |
Характеристики |
1. |
Семья |
Родители (законные представители) и другие члены семьи, проживающие вместе |
Полная (неполная) семья, воспитанием ребенка занимается мать (отец, бабушка, законный представитель). Возраст, образование, место работы родителей (законных представителей). |
2. |
Психотравмиру-ющие ситуации |
Возраст, длительность действия психотравмирующего фактора, реакция ребенка на него |
Сильный испуг, смерть близких, госпитализация, разлука с близкими, развод родителей, конфликты в семье (причины возникновения), ревность по отношению к другому ребенку, длительная разлука с семьей, конфликты со сверстниками, конфликты с педагогами и др. |
3. |
Социальный опыт ребенка в семье |
Соблюдение режима дня |
Отношение ребенка к режимным моментам, их соблюдение. Соответствие режима дня состоянию здоровья, возрастным анатомо-физиологическим и индивидуальным особенностям ребенка. |
Выполнение домашних обязанностей |
Приучен ли ребенок к выполнению домашних обязанностей? Какие именно домашние дела ребенок помогает выполнять родителям (законным представителям)? |
||
Любимые занятия, хобби (игры, игрушки, книги, фильмы и т.п.) |
Регулярные занятия ребенка в свободное время, способы проведения досуга в зависимости от интересов и увлечений, любимые книги, игрушки, игры, фильмы и т.п. |
||
Участие родителей в жизни ребенка |
Участие родителей (законных представителей) в жизни школы, детского сада (активное, пассивное). Вовлеченность родителей в процесс взаимоотношений ребенка со сверстниками. |
||
Поощрение |
Кто, как часто и за что хвалит ребенка? |
||
Наказание |
Кто, как часто и за что наказывает ребенка? |
||
Эмоциональный контакт |
С кем из членов семьи ребенок делится своими переживаниями, проблемами? |
||
Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) с ребенком |
Тип детско-родительских отношений: семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка); чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий); попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка); сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.). Ограничительность (установление границ детской активности), требовательность (ожидание высокого уровня ответственности у детей), строгость (принуждение детей к чему-либо), навязчивость (влияние на планы и отношения детей), произвольное проявление власти. |
||
Характер взаимоотношений родителей (законных представителей) и ДОУ |
Направленность на сотрудничество, игнорирование требований дошкольного учреждения, конфликтность с представителями ДОУ. |
||
4. |
Младенческий возраст (от 0 до 1 года) |
Физическое развитие |
Сон, аппетит, двигательная активность, частота заболеваний. |
Психическое развитие |
Преобладающее настроение, интерес к окружающему, восприимчивость к звукам речи, музыки. |
||
Общение со взрослыми |
Потребность в общении, средства эмоционального общения (улыбка, смех, крик, плач), общение по поводу предметов (непосредственный показ, указательный жест, вокализация), избирательность в отношении к взрослым. |
||
Речь |
Пассивная речь (понимание обращенной к нему речи), активная речь (первые слова, которые представляют собой часть слова, произносимого взрослым, простые слова). |
||
Действия с предметами |
Действия, направленные на достижение определенного результата (размахивает, трясет, тянет в рот, бросает игрушки, рвет бумагу); действия одновременно двумя руками (держит палочку и надевает на нее колечко, держит коробку в руке и кладет в нее игрушку, ставит кубик на кубик, придерживая их, и др.); действие как цель и как средство (чтобы взять игрушку со стола цепляется за скатерть и притягивает ее к себе; заставляет взрослого взять себя на руки, чтобы достать желаемый предмет, находящийся в отдалении); поиск спрятанных предметов; элементарное экспериментирование с предметами (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.). |
||
Самостоятельное перемещение в пространстве |
Ползание (направления и поверхности); начало ходьбы (встает на ножки и перемещается с опорой на предметы; ходит с поддержкой сначала за обе руки, потом за одну; может пройти, не присаживаясь, несколько шагов). |
||
5. |
Ранний возраст (от года до 3 лет) |
Физическое развитие |
Сон, аппетит, бодрствование; основные движения (ходьба, перешагивание через предметы, бег, лазанье, прыжки на месте и с продвижением вперед). |
Психическое развитие |
Преобладающее эмоциональное настроение, познавательная и двигательная активность, умение выдержать недолгую отсрочку в удовлетворении желаний (подождать, потерпеть), умение различать «можно» и «нельзя», адекватно реагировать на запрет, осознание своей половой принадлежности, инициативность, самостоятельность, овладение гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. |
||
Предметно-орудийная деятельность |
Умение действовать с предметами в соответствии с их социальным назначением, самостоятельное нахождение и применение орудий для достижения цели. |
||
Общение |
Использование речи для общения, выполнение действий с предметами по словесному указанию взрослого, обращение ко взрослому с просьбой о помощи, включение в парные игры со взрослым. |
||
Речь |
Пассивная речь (соотнесение изображения и реального предмета, выполнение инструкции взрослого, интерес к книгам, включение в рассказ взрослого слов и действий, эмоциональная реакция на песенки и потешки), активная речь (словарный запас, владение грамматическими категориями родного языка, способность вступать в диалог со взрослыми и сверстниками). |
||
Игра |
Сюжетно-отобразительная игра, использование предметов-заместителей. |
||
Познавательная деятельность |
Умения лепить из пластилина, глины, группировать предметы по цвету, располагать предметы в порядке увеличения – уменьшения, конструировать из кубиков. |
||
Эмоциональные проявления |
Эмоциональная отзывчивость, чувствительность к отношению взрослых в себе, реакция на музыку, появление представлений об опасности. |
||
6. |
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) |
Физическое развитие |
Основные движения (бег, прыжки, бросание, Развитость основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, скорость, сила); способность сохранять статическое равновесие, |
Психическое развитие |
Желание и умение находить интересные занятия, любознательность, стремление к контактам, умение проявить доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность поведения, эмоциональная отзывчивость, соблюдение правил личной гигиены, проявление разумной осторожности в потенциально опасных ситуациях. |
||
Игра |
Сюжетно-ролевые игры (участие в коллективных играх, принятие ролей, отображение в сюжете игры окружающей действительности, содержания книг, телепередач, мультфильмов и т.п., ведение ролевой беседы, соотнесение собственных желаний с содержанием общей игры и взятой на себя ролью), режиссерские игры (создание и проигрывание целостных сюжетов, принятие роли организатора и исполнителя, использование речи), дидактические игры (стремление к достижению результата, умение следовать логике действий). |
||
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) |
Отображение людей, бытовых сюжетов, картин природы, наличие замысла, использование выразительных средств (цвет, форма, композиция и др.), развитие мелкой моторики. |
||
Конструирование |
Наличие замысла, использование схем, рисунков, моделей, образцов. |
||
Общение |
Общение со взрослыми (инициативность, умение поддержать разговор, задать вопрос, попросить о помощи, заявить о своих потребностях в приемлемой форме, проявляет уважение), общение со сверстниками (способность к установлению устойчивых контактов, проявление чувства собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности, умение договариваться, проявить сочувствие, поделиться, помочь). |
||
Речь |
Словарный запас, использование простых и сложных предложений, грамматическая правильность речи, умение построить связный рассказ по сюжетной картинке, употребление обобщающих слов, сравнений, антонимов, умение вести диалог, рассказать о чем-либо, проявление интереса к игре со словом и рифмой, использование речи для планирования действий, наличие дефектов звукопроизношения. |
||
Познавательное развитие |
Знание своего имени, фамилии, дня рождения, имен родителей, домашнего адреса, названия страны, в которой живет, интерес к объектам живой и неживой природы, умение установить причинно-следственные связи, представления о сезонных изменениях в природе, о домашних и диких животных, о материалах, из которых сделаны предметы, их свойствах, представления о труде людей, ориентация в транспортных средствах, понимание слов «вчера», «сегодня», «завтра», интерес к экспериментированию, умение анализировать, сравнивать, выделять свойства, устанавливать соответствие. |
||
Эмоциональные проявления |
Богатство и глубина переживаний, разнообразие их проявлений, владение социально приемлемыми формами проявления радости, гнева, страха, способность к волевой регуляции поведения, проявление настойчивости, терпения, умение преодолевать трудности, эмоциональная отзывчивость на музыкальные и художественные произведения. |
||
7. |
Сопровождающая и консультативная деятельность специалистов |
Содержание коррекционной работы |
Кто, в какие сроки и какую работу проводил на протяжении всего периода обучения ребенка в образовательной организации. |
8. |
Достижения на момент обследования ПМПК |
Анализ результатов коррекционной работы |
Динамика развития ребенка, освоения образовательной программы |
9. |
Сильные стороны ребенка |
Рекомендации по организации образовательного процесса |
Особенности познавательных процессов, личностные качества, опираясь на которые, педагог может строить образовательный процесс |
10. |
Перспективы развития ребенка |
Рекомендации по определению образовательной программы |
Какая образовательная программа может быть успешно освоена ребенком? |
Дата составления характеристики «_____»______________201______г.
Руководитель образовательной организации _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
МП
Подписи лиц, составивших характеристику
Воспитатель _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Педагог-психолог _________________________ ______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Другие специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед и др.)
С психолого-педагогической характеристикой ознакомлена (-н,-ны):
____________________________________________ ______________________
(подпись родителей (законных представителей)) (расшифровка подписи)
Составители:
Васина Т.В., старший методист ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»,
Ножова А.В., педагог-психолог ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»,
Сергиенко О.В., социальный педагог ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки»